Together with the choir

С 2015 года в Доме культуры “Берендей” работает уникальный вокальный коллектив – большинство произведений он исполняет на английском языке, выступает на европейских и заокеанских площадках, имеет признание самого искушённого меломана и критика. В 2016 году получил звание “Московский городской творческий коллектив”.

Хор под руководством Ольги Островской разрушает стереотип о доме культуры как о месте, где средний уровень исполнительcкого мастерства. Он зародился в 1987 году в английской спецшколе: занятия хоровым пением на английском языке были отличным дополнением к обычным урокам, улучшали фонетику, расширяли лексику. Дети восприняли идею с энтузиазмом. Через полтора года Ольга Островская ушла работать во Дворец культуры имени Курчатова – хор рос.

На занятия стали приходить дети из разных английских школ, а потом Ольга Викторовна начала работать и с дошкольниками: в 4 года дети иностранного языка ещё не знают, но с ними уже можно заниматься пением в хоре и осваивать нотную грамоту. Творческий сезон 2018/2019 коллектив завершил большим концертом «Come Together!», на который, согласно призыву, собрались все – от самых младших артистов хора до выпускников.

— Ольга Викторовна, расскажите о подготовке концерта: к Вам приехали не просто выпускники, а очень взрослые люди, родители детей, которые занимаются в хоре. Как их удалось собрать?

— Идея выступить всем вместе родилась давно, но долго не было возможности воплотить задумку. Конечно, некоторые взрослые участвовали в других концертах, но на большой сцене ЦКиИ «Щукино» (ДК «Берендей» физически не вмещает такое количество зрителей и выступающих) смогли выступить все, кто хотел. Я бросила клич в социальных сетях и получила живой отклик – взрослые, давно не поющие, занятые семьями и работой люди за короткий срок выучивали материал, приходили почти каждый день на репетиции. Одна девушка живёт на Кипре: программу она учила по аудиозаписям с репетиций и по выложенным мною в рабочем чате копиям нот. Всего на концерте было 33 выпускника в возрасте от 18 до 40 лет, то есть выступали и те, кто пел буквально вчера, и те, кто приводит ко мне на занятия уже своих детей. Для меня стало неожиданностью, что взрослые так вдохновились репетициями, что вышли с предложением организовать свой хор. Это для меня совершенно новое направление, если к осени у выпускников запал не угаснет, буду думать, что с ними делать дальше.

Ольга Викторовна, по признанию самих детей, «строгая, но, если похвалит, так похвалит!». Удивительным образом она находит подход к детям, влюбляет их в хоровое искусство, и любовь эта проносится сквозь время. Недаром же, спустя годы, выпускники приходят и выступают целыми семьями: например, 21 мая в составе хора одновременно пели мама, папа и сын. Причём, родители познакомились именно на занятиях, будучи ещё детьми.

Хору больше 30 лет, но темпов ни по набору, ни по выступлениям он не сбавляет. В чём секрет успеха? Чем Вы «заражаете» учеников?

— Это у них надо спрашивать, я убеждена, что хор – это больше, чем занятия 2-3 раза в неделю. Невозможен успех без взаимного уважения и доверия. Большинство моих учеников приходят в хор в 4 года и принимают мою модель работы и общения.

В хоре «Увертюра» девочкам по 13-14 лет, но их хоровой стаж – от 8 лет и больше, потому как на занятия к Ольге Островской они пришли ещё дошкольниками.

Вы подбираете репертуар только сами?

— Да, в этом плане у нас монархия. То, что цепляет меня, всегда цепляет детей. Материал я ищу постоянно: могу услышать мелодию по радио, всё бросить, но дослушать, чтобы узнать автора и название произведения, а потом найти его в интернете. Иногда «снимаю» ноты на слух, потом нахожу в сети, переделываю под свой хор.

— Почему выбор пал на «Come Together»?

— Это предложил мой друг и коллега Владимир Минаев. Он – большой поклонник «The Beatles», а в 2019 году исполняется 50 лет с момента выхода последнего и, на мой взгляд, лучшего их альбома, «Abbey Road». Я стала работать над песней – она совершенно не хоровая. Работать было интересно, но непросто: на сцене ДК «Берендей» записали моих ребят – хоровой коллектив «Jolly Little Singers», из Америки пришла видеозапись – один из участников живёт и работает в Штатах, Владимир всё это сводил… Потом он предложил ещё поработать с «The Beatles»: выбор пал на «Because» – исполнение этой песни и видео занятий были показаны на концерте. Найду ли я ещё что-то для хора? Не знаю, 16 января – День битллз, может, к этому времени что-то и получится.

— В репертуаре хора есть духовная музыка. Как её воспринимают современные дети?

— Как произведение искусства. Я стараюсь рассказывать историю каждой вещи, над которой планирую работать, с какими событиями связано написание, не всегда вижу понимание, но не переживаю по этому поводу: духовная музыка красива с первого такта, и дети её считывают как произведение, которое можно с удовольствием исполнить. Я больше работаю со светским репертуаром, хотя в студенческие годы пела в камерном хоре «Виват», который преимущественно исполнял духовную музыку. Сегодня из репертуара «Вивата» мы исполняем несколько произведений, переложенных мною для детского хора.

В мае хор Ольги Островской занял первое место на Международном фестивале духовной музыки «Хрустальная часовня», исполнение произведения «Господи помилуj» неизвестного македонского автора заслужило высший бал от членов жюри.

— Есть ли у хора своя «нетленка»?

— Нет, я не люблю повторяться, хотя песню Дайэна Уорвика «Вот для чего нужны друзья» мы исполняли несколько лет. Она была оригинально оформлена – с использованием техники «Sign Language» (сурдоперевод песен, используется на концертах, которые посещают люди с нарушением слуха). В репертуаре «Увертюры» есть произведения, хорошо и крепко впетые для любого случая, но я всегда ищу что-то новое, с новым же намного интересней работать.

— Можно пофантазировать? Чем удивит хор на 50-летие?

— Ох, это очень сложный вопрос. Будет ли вообще существовать хор через столько времени? Кто знает, но мы работаем дальше, впереди – небольшой отпуск, а потом поездка на Хоровой форум в Македонию.

Версия сайта для слабовидящих